Историческая справка о ауле Нечерезий

У каждого аула своя история. Есть она и у аула Нечерезий. Несмотря на то. что аул считается небольшим, все встречавшиеся на его пути невзгоды и препятствия он преодолевал с достоинством. Само название аула «Нечерезий» довольно интересное. Откуда же берет начало это название? Бытует такое предание.
Однажды трое шапсугов-охотников появились на том месте, где впоследствии возник аул. Здесь они увидели живописные луга и леса. Дома нескольких семей, живущих в этой округе, стояли довольно далеко друг от друга. Когда охотники подошли к первому дому и зашли во двор, их встретила неописуемой красоты девушка. Охотники, изнывающие от жажды, попросили девушку принести им воды. Каждый из них думал: «Какое красивое место! Каким лучезарным светом сверкают быстрые глаза девушки!»

—А как же называется этот аул? — опросили они.
—Определенного названия у нашего аула еще нет, а наши глаза вращаются по кругу, чтобы все увидеть, потому что живем вразброс.
Охотники дружно приняли решение назвать аул Нечерезием в честь прекрасных подвижных глаз девушки. Им здесь так понравилось, что они остались на постоянное жительство и обзавелись семьями.
Так повествует легенда о рождении аула Нечерезий со счастливой судьбой. Вот что поется о нем в песне композитора Юрия Чирга на слова поэта Руслана Махоша:
Всадник подъехал к аулу, уставший и жаждой томимый. — О, нечерез. дай воды нам напиться,— говорил он девушке красивой. Так и назвался аул в честь стремительных глаз, лучезарных. В том названьи душа этих мест первозданных.

С тех пор, как живет аул на одном месте, исполнилось триста лет. Говорят, что Нечерезий является самым старшим из всех адыгейских аулов. Не встречался еще человек, которому не нравились бы красота и богатство тех мест. Вид Нечерезия напоминал серп луны (неполную луну). Сердцевиной своего серпа аул примыкал к реке Марта, вдать которой тянулся лес, славившийся дикими яблонями, грушами, калиной и другими полезными деревьями и кустарниками. Лес обеспечивал также топливом и стройматериалом. Опушки и отдельные поляны украшали разнообразные цветы. Еще Нечерезий славился своим знаменитым холмом. Его называли Кизиловой горой, которая находилась прямо у въезда в аул, являясь его украшением.

Высота холма превышала 50 м, а площадь составляла 24 га. Всю сторону холма, обращенную к аулу, украшал кизиловый сад. Чистый, ароматный воздух всегда привлекал сюда местных жителей, которые отмечали здесь праздничные дни и просто отдыхали. Кизиловая гора служила местом вдохновения д.ля талантливых людей. Стихи поэта Нурбия Багова яркое тому свидетельство:

Солнце в своем лучезарном величии

Утром Кизиловый лес освещает.

Все оглашается гомоном птичьим.

Песней весеннею жизнь пробуждая.

От того действа, как поступили с Кизиловым холмом, остаются неприятные воспоминания.

Когда прибыли большие трактора, чтобы выкорчевать Кизиловый лес, сюда пришли все жители аула. Старики собрались и попросили оставить этот холм для обзора, но когда приехавшие заявили, что у них на это прав нет и что они обязаны выполнить свою работу, старики, сказали: «Неужели вы затопчете наши седины?» — взялись за руки и стали у подножия Кизиловой горы. Трактора отступили. Все посчитали, что поняли друг друга и разошлись. Но, встав поутру, нечерезийцы увидели, что Кизилового леса нет. Опустевший холм, голый и темный, стоял, как в трауре… Судьба Кизиловой горы отозвалась в сердцах аульчан.

В окрестностях аула находились и другие холмы и возвышения. Гора Мэд носила имя знаменитого пчеловода Багова Мэда, державшего здесь пчел. Большое количество легенд оставила после себя гора Бэуч (много убивающий), богатая зарослями земляники. Многие холмы не имели названий, но служили прекрасным местом отдыха для жителей аула и его гостей.

Имели свои названия и леса, окружавшие аул со всех сторон. Каждый из них имел свое предназначение (лес для рубки дров, строительства, фруктово-ягодный). Благодаря названиям, люди быстро находили нужный им лес. Из леса Хапапхи вывозили дрова в Русском большом лесу росли плодовые деревья, многочисленные кустарниковые заросли занимали в основном терн и глет. Лес Тауйпкеж отличался деревьями могучего роста. Некоторые дубы невозможно было обхватить руками, а карагачи (берест) достигали в высоту 18—20 метров» То место, где в 1922 году неподалеку от а. Эдепсукая была возведена дамба, называли районом дамбы. Этот район разделял лес пополам. В лесу, на полянах, в зарослях кустарников пестрело разнообразие цветов и лекарственных растений.

Лес защищал пашню и она одаривала людей большим урожаем. Рядом с аулом располагалась Улагаева корчевка, а ближе в аулу Пшикуйхабль находилась дальняя Улагаева корчевка.

По рассказам, Улагай. по фамилии Гонежук. жил в ауле Тауйхабль. Он приехал в Нечерезий и выкорчевал участок леса для выращивания зерновых культур. Эти места имели определенные названия: Гъошъу Там. холм Сама, мост Шэндыко. Это были плодородные, добротные земли, на которых выращивалось большое разнообразие культур. Хозяйственный инвентарь (плуг, бо­роны и др.) мастерили сами люди, зерно засевали руками и после этого бороновали. Обычно во время вспашки и посева все помогали друг другу. За советом по этим вопросам всегда обращались к пожилым людям. Братья Зачерни и Лю выращивали табак. Они имели большие сараи для его сушки и обработки. У них имелось много помощников.

Наряду с выращиванием зерновых культур большое внимание уделялось животноводству. Много скота имели Хут, Бикуж-хадже, Хут Тлехудидж. Мешлок Махмуд Хотхуашевич, сыновья Хуажа Шеретлука Хачуг и Зачерий. Мельгош Мату имел более трехсот голов коз. Хут-хаджа держал большое количество коров и волов. Скот пасся в болотных пойменных местах, где произрастали сочные травы. Животные круглый год находились на вольных пастбищах. Из-за отсутствия сельхозмашин скот зачастую использовали для обработки земли. Первую машину-самовязку приобрели Гомлешко Зачерий и Хут-хадже.

Проходят годы, но тех людей, которые делали добрые дела и являлись примером для молодежи жители не забывают, нарекая окрестности аула их именами. Неподалеку от Нечерезия располагалась местечко, которое называлось «Маленький мост». Там рос камыш, используемый с большой пользой местным населением. Камышом покрывали крыши домов, сараев и даже делали из него ограды. Сюда приезжали покупатели камыша и поэтому здесь всегда было многолюдно. Рядом, в пойменных местах, заготавливалось добротное сено. Учитывая все это, Мешлок Кахир построил возле «Маленького моста» колодец. Во время перерыва в работе люди утоляли жажду родниковой водой Кахира, с благодарностью его вспоминая. Помнят о нем до сих пор, а поэт Нурбий Багов увековечил его в своих стихах:

Если в знойные, жаркие дни Не смогу напоить я людей -Лишь с печалью припомнят они Жажду тех изнуряющих дней. Среди пашен, у бойких дорог Всех водой ключевой напою -Был Кахира Мешлока зарок. И он выполнил клятву свою. Уж давно мастер воду не пьет — Над могилою ветер да зной,

Но колодца артерия бьет Ключевою, янтарной водой.

Были в этих местах и другие колодцы. Это колодец Камгаза и колодец Хачуха, которые располагались ближе к плавням. Ими пользовались люди, собирающие кугу. Аульчане из куги мастерили циновки, коврики для молитвы, разнообразные корзины, украшенные национальным орнаментом. Из женщин-мастериц невозможно было выделить лучшую. И сегодня в ауле живут прекрасные продолжатели этого народного промысла: Беретарь Нафсет Учужуковна изготовляет прекрасные коврики для намаза, Хут Фатимет делает для молодежи разнообразные сумочки. В одной из местных песен есть такие слова:

Ждут в Нечерезие урожаи куги в конце лета, Чтобы ходили в ауле девушки, красиво одетые.

Конечно, можно не согласиться с содержанием песни, если учесть, сколько в ауле имеется мастериц своего дела. Но адыги говорят, что и Аллах любит юмор.

Самый лучший колодец располагался на территории аула и назывался колодцем Гомлешко Зачерия. Внутри он был обложен круглый камнем. В то время это считалось трудным делом. Очевидцы свидетельствуют, что колодец достигал глубины 18—20 метров. Позже были построены колодцы Берзеговыми и Мешлоком Пашей, обложенные досками. Колодцы  располагались так, чтобы это было удобно людям, в местах компактного их проживания и ближе к улицам, чтобы удобно было ими пользоваться. Колодцы предназначались и для пешего, и для конного гостя, и для самих жителей аула. Состояние и устройство дворов аульчан указывало на открытость души, доброту людей. Ограда в сторону соседа обязательно делалась с калиткой. Что бы ни строили во дворе, советовались с соседями, получая от них согласие и одобрение на место и способ постройки. Своим плотницким мастерством в ауле славились Гузиек Дауд, Хут-Багагут, Гомлешко Хамид, Багов Налагай. И сегодня мастерами-плотниками являются Багов Меджид, Мешлок Гисса. Перед постройкой жилого дома опытные мастера совещались между собой. Если собиралось сразу несколько застройщиков, начинали строить дом тому, кто больше в нем нуждался. Первый столб ставил самый уважаемый и мужественный мужчина-хозяйственник. В разные времена такой чести удостаивали Хут Тлехудиджа, Багова Хаджимета, Беретаря Махмуда. До окончания строительства дома дружно работали и женщины, и мужчины, и молодежь. С первым столбом засыпали в землю зерна пшеницы — чтобы в доме всегда был достаток. После завершения строительства каждый приносил угощение для общего стола, исходя из того, что имел у себя дома. Особенно популярным и деликатесным считался натрыфыпс. Люди побогаче при забое скота подбирали животных совершенно здоровых — с этим связывали благополучие жителей будущего дома.

Любые мероприятия в ауле заранее обсуждались в определенном гостевом доме (хачещ). Чаще всего пользовались гостевыми домами Мешлока Махмуда Хатхуашевича, Хута Тлихудиджа и Тлехурая Шумафа.

До революции в Нечерезие находилась мечеть, построенная руками самих жителей. В то время в маленьком ауле нашелся человек, который совершил паломничество в Мекку. Это произошло в 1910 году. Хут Быкуж, преодолев дальний путь за восемь месяцев, вернулся домой в ранге хаджи. На берегу Пшизэ (Кубани) встречающие его люди сказали ему: «Поздравляем тебя со званием хаджи, но для нас, доорых вестников с тебя полагается вознаграждение — этой ночью у тебя родился сын». Хут-хаджи сдержал свои эмоции и сказал, что его больше интересуют аульские дела. В ответ на это услышал, что у Гомлешко Зачерия родилась дочь. Хут-хаджи тут же дал имена двум новорожденным: мальчику — Хаджхусен, девочке — Хаджфатим. Впоследствии Хут Хаджхусен и Гомлешко Хаджфатим, сохраняя дружеские отношения, прошли свой жизненный путь как брат и сестра.

В ауле жили образованные эфенди, под чьим руководством совершались религиозные обряды. Многим был хорошо известен эфенди Тачахноко Хабиб. Он учился в Каирском университете, знал несколько иностранных языков, которыми владел в совершенстве: русский, немецкий, английский, татарский. Отличался краткостью в речах, но спорить с ним не имело смысла. Его знания и ум высоко ценились и привлекали к нему людей и из других мест. Живя в Нечерезие, он обучал детей-сирот в мечети аула Габукай. Целые делегации, высоко оценив глубину знаний Хабиба, приглашали его работать в другие аулы, и он шел им навстречу. Невозможно перечислить все добрые дела Хабиба. который, используя свой природный ум и полученные знания, без устали помогал в трудную минуту многим людям. В последние 25—30 лет Тачахноко, его гостиная служила постоянным местом сбора аульчан. Его яркие рассказы привлекали к нему большое количество молодежи. Благодаря своим глубоким познаниям и жизненному опыту, он пользовался непререкаемым авторитетом среди населения, и когда ушел из жизни, остался в их памяти как один из самых образованных и почитаемых людей. И в наши дни в газетах появляются публикации с воспоминаниями о Тачахноко Хабибе как яркой и незаурядной личности.

В каждом адыгейском ауле траурные церемонии проводятся по установленным правилам религиозного этикета. Наш аул не исключение. В доме, где траур, главной опорой семьи являются эфенди и его помощники. В ауле Нечерезий это нелегкое поручение выполняли Багов Хаджимет, Гузиек Даут, Хот Махмуд, Беретарь Хатлюстен. Обряды, связанные с похоронами исполняли Хуаз Щилехан, Хут Лсланхан, Беретарь Хабидет, Беретарь Нафсет. На похоронах искусно пищу гото­вили: Хут Нахурай, Хут Хава, Гомлешко Улящ.

Не перевелись в Нечерезие самобытные мастера. Багов Учужук Щерович и Багов Алий прославились как прекрасные кузнецы. Багов Алий работал в кузне вплоть до переселения аула. Рядом с кузней возвышался могучий дуб. Под его кроной располагались скамейки, где обычно сидели старики. Молодые люди, проходя мимо них. снимали головные уборы в знак уважения к старшему поколению.

В швейном деле особой славой пользовались Хут Хава и Багова Хансет. Они вышивали дорогими нитками кисеты, золотые украшения, адыгейские изречения. Разнообразные изделия из меха, платки хорошо вязала Хуаз Пилехан. Не было равных по выделке кож Хуаз Хаджет.

Красивые столы, шкафы, стулья из жести мастерил Хут Ерестем. По просьбе аульчан он изготовлял различную домашнюю утварь. На высоком профессиональном уровне выполнял плотницкие работы Беретарь Махмуд Закошуович, который много лет проработал в средней школе. Своему мастерству он учился в городе Севастополе.

Неоценимую помощь аулу приносили народные целители. Переломы костей лечит Хуаз Лух и его дочери Хабидет и Аминет. Хабидет была еще известна как исполнительница народных песен, песен-плачей. Лекарства от разных болезней изготовляли Гомлешко Улящ, Мельгош Хамарит, Тлехурай Шумаф, Хуаз Индрис. Хуаз Хаджет искусно снимала пленку на глазах кончиком языка. Хаджет излечивала таких больных, которым уже никто не мог помочь. Люди хранили о ней сердечную благодарность. В наши дни готовит лекарства и лечит кожные болезни Хут Шамхан.

Наряду с народными целителями на профессиональном уровне лечит людей Мешлок Закиет, получившая специальное образование. Уважение в ауле она заслужила своей добротой, преданностью профессии.

Большой страстью к рыбной ловле отличался Хуаз Хачух. И в наше время при виде удачного улова люди шутят: «Взято из верши Хачуха». Охотничьим промыслом занимались Беретарь Зекошу, Мешлок Юсуф. Багов Сагид. Мешлок Якуб. Хуаз Яхья, Мельгош Альджерий, Мешлок Рамазан Ю.

Нартский эпос, легенды, исторические сказания хорошо знали Шхурнаш Хаджимос. Мельгош Черий, Беретарь Хатлюстен, Хуаз (Хут) Дарихан. Их всегда слушали с неослабевающим интересом. Игрой на шичепщине хорошо владели Хуаз Лух, сыновья Мельгоша Матхуа, Казбеч и Черий. На свадьбах, где обычно исполнялся «исламей», блистали своим мастерством Багов Асланбеч Сагидович, Тлехурай Салимчерий Исмаилович, Багов Болет Сагидович, Хуаз Мусрадин Амзанович. Их зажигательные танцы люди вспоминают и поныне.

Хотя аул считался небольшим, здесь работали три частных магазина. Они принадлежали Хуту Тлехудиджу, братьям Гомлешко Шугаибу и Зачерню. Мешлок Тлехудидж владел амбарами, хорошей кузней, услугами которой часто пользовались аульчане. В настоящее время в Нечерезие действует хорошо оборудованная мельница, построенная Тлехураем Бадихом Гучипсовичем. Мельница производит муку, комбикорма. За качественную продукцию Бадиху благодарны многочисленные клиенты. Несмотря на свою молодость, он пользуется большим уважением своих земляков.

Приобретенные знания, навыки, нажитое имущество аульчане старались использовать для пользы окружающих людей. Они пронесли сквозь года доброту, отзывчивость, взаимопомощь, сострадание, честность. Нам представляете что жизнь человеческая должна быть именно такой.

В Нечерезие есть свои долгожители, Хут Бикух-хаджи прожил 110 лет, Ху Бешкок (Хуаз) ушла из жизни в возрасте 108 лет, к вековому рубежу подход жители аула Хут Чабахан Моссовна, Хуаж Щелихан, Беретарь Чебахан, Меи лок Нафсет

К сожалению, из участников Великой Отечественной войны к настоящему времени в живых никто не остался, многие из них в послевоенный период вложили много труда в процветание родного аула.

Нечерезийцы живут в крепкой дружбе с соседними аулами. Пшикуйхабльские и нечерезийские дети учатся в одной школе. Между родителями, учителями и учениками установились полное взаимопонимание и дружеские отношение

Следование вековым традициям является основой семейного счастья и «взаимопомощи». В Нечерезие много примеров хороших семей. В духе уважения к старшим, трудолюбия, соблюдения адыгагьэ воспитали своих детей в многодетных семьях Хуаза Амзана (девять человек), Хута Кадыра (десять человек). Беретаря Зекошуа (десять человек), Хуаза Аюба (8 человек), Хута Ибрагима (шесть человек), Хуаза Индриса (восемь человек), Тлехурая Хазрета (восемь человек), Багова Мурата (восемь человек), Хота Абубачира (семь человек). И сегодня в ауле живет немало многодетных, достойных подражания, семей. Среди них и семья Гомлешко Заурбеча. Бабушка Гомлешко Рикует не нарадуется на своих внуков. Из восьми детей пятеро имеют высшее образование, двое работают по выбранным ими специальностям, а младший еще учится.

Много детей — это счастье. В большой семье всегда есть место добру и порядку. Но нельзя забывать и тех сирот, отцы которых не вернулись с войны, тех матерей, которые в одиночку воспитали своих детей. Например, у Хуаз Шинехан их было семеро, Хот Муумин — трое, Хуаз Хаджет — трое, Мешлок Мууминат — четверо, Тлехурай Рахмет — трое, Гомлешко Рикует — трое, Мешлок Сас — трое, Хут Зулимхан — двое, Баговой Муслимат — двое, Бешкок Хаджфатим — один. Эти дети были мечтой тех, которых нет сейчас с нами. Они сполна не испытали счастья семейной жизни, но не жаловались, не роптали, достойно встречали удары выпавшей на их долю судьбы.

Как и у всех адыгов, взаимная помощь и дружеская сплоченность являются неотъемлемыми чертами нечерезийцев.  Вот почему они в трудных условиях переселения в 1970 году не допускали новых ошибок. Вынужденные разрушать свои дома, засыпать колодцы, перезахоронять останки родственников и снова их оплакивать, они выбрали, неподалеку новый участок земли, спланировали его и. помогая друг другу, начали возводить жилье.

Нелегко было строить одновременно восемьдесят домов. Комиссия по застройке разбила пустырь на участки и удалилась. Теперь в дело вступали сами нечерезийцы. Не зная усталости, не жалея своих сил, люди, объединившись в единый коллектив, построили школу, магазин, медицинский участок, библиотеку и этим сохранили аул и его название. Хотя люди и прошли через большие трудности, но аул стал еще краше. Улицы благоустроены, дворы ухожены, есть газ, вода и все необходимое для нормальной жизни.

Нечерезий на прежнем месте был разделен на две части. Участок по правую сторону при въезде называли первым аулом, а по левую сторону — вторым. В сегодняшнем Нечерезие три улицы. Они носят имена Андрухаева. Хакурате и Гагарина. Новая двухэтажная школа строилась четырнадцать лет. Наконец, в 1987 году она распахнула свои двери, получилась она красивая и благоустроенная.

Нечерезийцы во все времена стремились к образованию, хорошо знали ему цену, но в первой половине прошлого столетия получить его было негде. Достаточно сказать, что. семилетнюю школу в ауле открыли только в 1949 году, а среднюю — в 1953. А сегодня в ауле трудно найти человека, не имеющего среднего образования, а высшее имеют в среднем два человека на одну семью. Есть такие семьи, в которых все выходцы имеют высшее образование. По четыре— пять детей, закончивших высшие учебные заведения, воспитали Хаджхусен и Гошефиж Хут, Азмет и Рима Мешлок, Аслан и Гошнаго Гомлешко.

Многие аульчане прославили свою малую родину добрыми делами. Багов Нурбий Нухович, безвременно ушедший из жизни был членом Союза писателей и Союза журналистов России, лауреат премии имени Хусена Андрухаева, заслуженный работник культуры Адыгеи. Его стихи и поэмы вошли в учебную хрестоматию адыгейской школы. Родному аулу он посвятил песню, множество стихотворений и поэму «Негаснущий очаг». В 1997 г. в знак уважения и любви к поэту, в честь его 60-летия, в Нечерезие был проведен юбилейный вечер, в котором приняли участие народный писатель Кабадино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Республики Адыгея, лауреат государственных премий СССР, РСФСР и РА Исхак Машбаш, поэт, писатель, драматург, лауреат премии Мухадина Кандура, лауреат Государственной премии РА Нальбий Куек, доктора филологических наук, академики Международной Адыгейской (Черкесской) Академии наук Казбек Шаззо и Абу Схаляхо, писатель, друг поэта Хабиб Теучеж, заслуженная артистка России Роза Шеожева и множество его друзей из Майкопа и Теучежского района.

Хут Рашид Хаджихусенович, начал свою деятельность в Теучежском райкоме ВЛКСМ, затем работал учителем, директором средней школы, секретарем парткома, заведующим орготделом Теучежского райкома КПСС. С 1982 года — председатель Теучежского райисполкома, а с 1991 года — глава администрации Теучежского района. В 1993—1995 гг. Р. X. Хут — заместитель генерального директора, а затем генеральный директор отдела пищевой промышленности при департаменте администрации г. Краснодара. Его отличают порядочность, умение четко организовать работу, высокий профессионализм, беспредельная преданность и вера делу, которому служит.

Основные вехи жизни Хота Заура Цикузиевича — учитель средней школы, инструктор райкома комсомола, директор музыкальной школы в г. Майкопе, директор Адыгейской областной филармонии в течение 12-ти лет, 10 лет работает генеральным директором «Адыгеятурист». Заур Цикузиевич — заслуженный работник культуры России, академик академии России по туризму. Работал директором Адыгейского Республиканского училища искусств. Он — большой энтузиаст адыгейской музыки. Много внимания уделяет выявлению, обучению и воспитанию высокоодаренных музыкантов. Часто оказывает помощь родной школе.

Хот Теучеж Цикузиевич начиная свою деятельность колхозником, работал бригадиром комплексной бригады, секретарем парткома совхоза «Псекупс», 20 лет был председателем Теучежской заготконторы, председателем Теучежского райпо, руководил специализированной сетью магазинов, расположенных в Те-;, чежском районе. Где бы ни работал, никогда он не изменял своим основным принципам жизни. Его жизненное кредо: правдивость, справедливость, принципиальность, забота о человеке труда. Ныне Теучеж Цикузиевич на заслуженном отдыхе.

Хуаз Аскер Мусрадинович занимается предпринимательской деятельностью в Красногрвадейском районе. За относительно небольшой срок он сумел построить вино-водочный цех, сеть магазинов и бензозаправочных станций, ресторан и гостиницу. Одновременно является диркетором Красногвардейского маслозавода. Аскер Мусрадинович пользуется славой щедрого спонсора среди аульчан. Вместе с Теучежем Хотом он построил в родном ауле мемориальный комплекс воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Он также принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых в ауле и районе.

Гомлешко Руслан Хазретович свою трудовую деятельность начал в Теучежском РОВД, закончил Ростовскую академию милиции, в настоящее время работает заместителем министра внутренних дел Республики Адыгея в чине полковника милиции. Руслан Хазретович оказывает аулу спонсорскую помощь, всегда рядом с аульчанами в минуты радости и горести.

Мугу Рашид Сагидович — председатель комитета Госсовета Хасэ по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике. 2002-2006 — глава администрации Теучежского района. Награжден медалью «Слава Адыгеи», является Почетным гражданином аула Нечерезий. Рашид Сагидович оказывает постоянную помощь в благоустройстве аула, школы. Под его руководством в центре аула построен современный благоустроенный Дом культуры, дороги аула заасфальтированы , проложен тротуар, соединяющий аул со школой.

Мешлок Хамид Махмудович — заместитель руководителя администрации президента и кабинета Министров РА. Начальник управления по взаимодействию с федеральными органами власти и внутренней политики администрации президента РА и кабинета Министров РА. Дисциплинированность, порядочность — главные качества Хамида Махмудовича. Часто оказывает спонсорскую помощь родному аулу.

Бешкок Нух Аскерович — полковник милиции. Работал начальником Яблоновского поселкового отделения милиции, заместителем начальника учреждения № 6 в пос. Тлюстенхабль. В настоящее время — начальник учреждения № 2 Тахтамукайского района. Несмотря на такие ответственные должности, Нух всегда прост в общении с людьми.

Тлехурай Пшимаф Салимчериевич, подполковник милиции, работал старшим госинспектором, начальником ГАИ Теучежского района. В настоящее время — старший госавтоинспектор. Дисциплинированность, порядочность, аналитический ум — главные качества Пшимафа.

Хут Арамбий Хаджихусенович, подполковник милиции. Работал начальником ОБХСС в Теучежском районе. Ныне он заместитель начальника милиции. Отличается редкой душевностью и человеколюбием.

Бешкок Адам Шамсудинович, подполковник милиции, начинал работу инспектором ГАИ в Тахтамукайском районе. В настоящее время — заместитель начальника милиции Прикубанского района г. Краснодара. Адам — беспокойный человек, всегда в курсе жизни аульчан. Приезжая почти каждую субботу в аул, живет его делами и заботами, нередко оказывая им спонсорскую помощь.

Багов Екутеч Хаджиметович отдал делу воспитания и образования подрастающего поколения 37 лет, из них 30 лет — заместителем директора и директором школы. Эту работу он выполнял на высоком профессиональном уровне и с честью, поэтому пользуется большим уважением молодежи, для которой является примером и первым советчиком.

Трудным испытанием для советского народа стала Великая Отечественная война 1941—1945 гг. с германским фашизмом. На защиту своей Родины встала вся страна. Большинство мужчин а. Нечерезий также ушли на фронт защищать свое отечество. С первых дней войны сражался на передовой Джанхот Яхья Алиевич. За боевые заслуги он награжден многими орденами и медалями. Возвратившись в родной аул в ноябре 1945 года, Яхья Алиевич работал председателем райсовета Осоавиахима, с февратя 1947 года — председателем колхоза «Большевик», а в ноябре того же года он обучался в школе колхозных руководящих кадров. После окончания школы он продолжил руководить хозяйством. Аульчане до сих пор хранят теплые воспоминания о Я. А. Джанхоте как о своем спасителе в голодные весну и лето 1947 года. Яхья Алиевич был активным общественником. С 1950 по 1975 год он — бессменный депутат Джиджихабльского, а затем Понежукайского сельского Советов, а в 1950 году избирается депутатом Адыгейского областного Совета депутатов трудящихся.

Бешкок Шамсудин Туович во время ВОВ командовал отделением 766 стрелкового полка 217 стрелковой дивизии в звании сержанта. Несмотря на то что получил летом 1943 года тяжелое ранение, он к ноябрю этого же года возвратился в свою часть. Уволившись в запас 16 июня 1943 года, Шамсудин Туович работал в колхозе бригадиром комплексной бригады, охранником, объездчиком.

С первых дней всю войну прошел Гомлешко Заурбеч Чатибович. Закончив службу в 1951 году, возвратился в аул в звании майора. В 1952 году вместе с семьей Заурбеч Чатибович уезжает в г. Майкоп. Работал бухгалтером, главным бухгалтером Майкопского пивоваренного завода. Хота Сагида Люховича война застала на действительной службе в Белоруссии. В то время он командовал ротой. В первом же бою попав в окружение, отважный командир вывел роту из сжимавшего их кольца. Попав во второй раз в окружение и получив ранение в голову, Сагид Люхович оказался в плену. Немцы пытали его, допрашивали, жестоко избивали, но он упорно молчал. Саша пытался бежать, но это ему не удалось. После освобождения из плена возвратился свой аул. Но от тяжелых ран осенью 1945 года Сагид Люхович умер.

Доблестно сражался на фронтах Великой Отечественной войны Багов Хатлюстен Мхамчериевич. Пройдя по опаленным дорогам войны от начала до ее завершения, он вернулся в свой аул и сразу же приступил к работе ветеринарного врача при Теучежском райисполкоме, а затем в колхозах «Большевик» и «6-я пятилетка». За свой труд неоднократно награждался грамотами и моделями.

Славный путь бойца и командира прошел Хут Губжук Кадырович — участник двух войн. Войну он завершил в сентябре 1945 года на Дальнем Востоке. За боевые заслуги награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени, юбилейными наградами. Демобилизовавшись из армии в 1946 году, Г. К. Хут работал главным бухгалтером колхозов «Большевик» и «6-я пятилетка» вплоть до ухода на пенсию.

В ауле живут три участника афганской войны: Такахо Нурбий Гиссович, Тлехурай Меджид Гучипсович и Багов Заур Рамазанович.

Тлехурай Нальбий Мугдинович участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Много, труда в развитие общественного производства вложил Хот Ибрагим Люхович. Став одним из первых членов колхоза «Большевик», работал заместителем председателя колхоза. Принимал активное участие в общественной жизни аула. Вместе с Джанхотом Яхья и Тхаркахо Салимом они добились открытия в ауле семилетней школы, а в 1952 году состоялся первый выпуск семи­классников. После этого группа общественников в составе Ибрагима Хота, Яхьи Джанхота, Мурата Багова, Гошнаго Хуаза во главе с директором школы Гишем Рашидом Амерзановичем решили вопрос и об открытии Нечерезийской средней школы, первый выпуск которой состоялся в 1956 году.

Багов Мурат Хаджиметович начал работу механизатором в колхозе «Большевик» в шестнадцатилетнем возрасте. В 1946—48 гг, участвовал в восстановительных работах города Новороссийска. Затем до ухода на пенсию в 1987 году работал в своем колхозе механизатором, помощником бригадира, бригадиром тракторной бригады. За успехи в сельскохозяйственном производстве награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями и почетными грамотами.

Одним из крупнейших бизнесменов не только аула, но и Адыгеи является Хот Пшимаф Яхьявич. Занимаясь предпринимательской деятельностью, П. Я. Хот не забывает и свой родной аул. Не было случая, чтобы он не откликнулся на просьбу кого-то из аульчан. Он оказывает помощь МСОШ № 4, жителям аула, начинающим предпринимателям.

Всю свою жизнь посвятила производительному труду в общественном хозяйстве Гомлешко Тайбат Юсуфовна. Она стала первой женщиной-трактористкой в ауле. Возвратившись после окончания курсов трактористов в колхоз, почти круглосуточно вспахивала и засевала поля колхоза «Большевик». В последствии Тайбат Юсуфовна работала поваром тракторной бригады.

Хакунова-Хуаз Зарема Индрисовна родилась в 1964 году. Закончив среднюю школу №12 в 1980 году, Зарема начала свою трудовую деятельность в редакции газеты «Адыгэ макъ». Стихи стала писать еще в юном возрасте, которые печатались в газе «Адыгэ макъ», передавались по радио и телевидению. В 2000-м году выше первый сборник стихотворений Хакуновой-Хуаз 3. И. «Красная роза». Тематика стихов разнообразна. Здесь есть стихи о малой родине — «Есть такой уголок», «Узнаю свои улицы», посвященные аулу Нечерезий; «Разводимся» и многие другие песни переложенные на музыку Заслуженным деятелем искусств Адыгеи, музыкальным руководителем ансамбля «Исламей» Гонежуком Аскером пользуются большой популярностью. Она член Союза журналистов Республики Адыгея. Работает в ГТРК «Адыгея». Зарема пишет стихи и на русском языке, которые печатаются в газете «Советская Адыгея». Она еще молода и, конечно, лучшие стихи, поэмы, рассказы ; повести еще впереди.

Свое начало все восемьдесят семей нечерезийцев ведут от четырнадцати родов: Хуты, Хоты, Мешлоки, Мельгоши, Беретари, Тлехурай, Гомлешко, Хуазы, Воркажоковы, Гузиеки, Бешкоки, Джанхоты, Тхаркахо, Баговы. На ста ром месте в ауле жили по одной семье Шхурпашей и Берзеговых. Шхурпаши переехали в аул Понежукай еще до переселения, что было связано с их работой Берзеговы живут в г. Адыгейске, но считают себя нечерезийцами. Для уроженцев аула, живущих за его пределами, он служит местом воспоминаний о детстве, родным домом и лучшей базой отдыха.

В заключение мы хотим пожелать всем аульчанам счастья, а молодежи достойно продолжать добрые дела своих предков, чтобы их благопристойная жизнь согревала стариков, опыт пожилых был для них путеводной звездой, чтобы детский смех не умолкал над аулом Нечерезий.

Портал Госуслуг